В нашем интернате в 2008 году было сформировано социально-реабилитационное отделение.
Основами комплексной реабилитации клиентов являются: создание благоприятной, комфортной среды, индивидуальный подход к каждому проживающему, непрерывность, последовательность, преемственность в деятельности специалистов. Это соответствует требованию о проживании инвалидов с хроническими психическими расстройствами в условиях защиты, понимания и поддержки. Позитивная реабилитационная среда способствует социальной и трудовой адаптации людей с ограниченными возможностями.
Реабилитационный процесс имеет свою специфику. Цель деятельности социально-реабилитационного отделения в интернате – создание условий для психологического комфорта проживающих и проявления положительных личностных качеств. Для достижения этой цели сотрудники отделения выполняют следующие задачи:
• выявляют способности, интересы каждого клиента;
• создают условия, в которых инвалиды станут более активными, развивают индивидуальные способности, расширяют повседневный круг общения;
• закрепление остаточной трудоспособности;
• организация и проведение воспитательной, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.
Практика работы с клиентами показала, что инвалиды в ходе психофизического развития подразделяются на три группы.
Первую группу проживающих составляют лица, участвующие в уборке помещений, помогают в уходе за ослабленными больными, ухаживают за комнатными цветами, участвуют в озеленении и уборке территории интерната и прилегающей территории. Они с удовольствием участвуют в культурно-массовых мероприятиях, в организации досуга им часто присущи самодеятельность и инициативность. Задача сотрудников отделения в отношении проживающих данной категории – направлять на активность, развивать творческие способности, прививать здоровый образ жизни, вовлекать в занятия физкультурой и спортом.
Во вторую группу клиентов входят те, которые не могут быть вовлечены в трудовые процессы. Сотрудники отделения проводят с ними санитарно-просветительскую работу, уделяя особое внимание формированию навыков личной гигиены, внешнего вида, культуре приема пищи. Социальная активность этой группы инвалидов ограничивается эпизодическим общением в ближайшем окружении и пассивном досуге. Воспитатели, социальные педагоги стараются увеличить активность клиентов этой группы : проводят настольные игры, музыкальные занятия, просмотр телевизионных передач, беседуют, вовлекают в другие виды деятельности.
Третью группу составляют лица, которые эпизодически проявляют сохранившиеся навыки самообслуживания и крайне ослабленные больные. Их общение резко ограничено, интерес к окружающему ослаблен или отсутствует. Актуальные потребности – физиологические. Работа с ними сводится к попыткам сохранения некоторых навыков самообслуживания. Досуг сводится к пассивному восприятию внешних раздражителей.
Социальные работники интерната придают важное значение организации творческого, содержательного досуга проживающих. Свободное время клиентов организуется с учетом индивидуальных предпочтений.
Социально-реабилитационное отделение – одно из важнейших структурных подразделений в интернате, именно его сотрудники непосредственно общаются с клиентами, проводят с ними 90% своего рабочего времени: заглянуть в душу каждого, найти там проблему и решить ее в кратчайшие сроки может далеко не каждый, но квалифицированные специалисты успешно справляются с этой задачей.
Кадровый состав:
1. Заведующий – Наумова Любовь Романовна
2. Специалист по социальной работе – Щукина Светлана Васильевна
3. Воспитатель - Чернокожих Татьяна Леонидовна
4. Культорганизатор – Титова Марина Сергеевна
5. Воспитатель – Жукалина Юлия Игоревна
6. Инструктор по физический культуре - Наумов Евгений Владимирович
Ежедневно в интернате, согласно расписанию, проходят индивидуальные и групповые занятия разнообразных кружков по интересам.